Телефон доверия 0 (533) 9-44-88
Viber 0 (777) 86-927

Интервью и статьи

На дне бокала… Несколько вопросов об алкоголизме

22 декабря 2021
1214

Алкоголизм – это тяжёлое психическое и физическое заболевание, от которого страдают люди любого возраста, пола, социального статуса. В алкогольный плен попадают и мужчины, и женщины, даже подростки. Алкоголь с годами полностью подчиняет волю и разум, разрушает психику и забирает жизни.

В масштабах государства алкоголизм является огромной социальной проблемой. Последствия «зелёного змия» для здоровья, семьи и общества с годами зависимости приобретают всё большую разрушительную силу. По данным медиков, у нас в республике числятся на диспансерном учёте с наркотической и алкогольной зависимостью почти 4 тысячи человек. В прошлом году взяты на учёт почти 300 человек, из них 90 с хроническим алкоголизмом, 94 с эпизодическим употреблением. Но в реальности людей с пристрастием к алкоголю больше, поскольку не все алкоголики проходят наблюдение у наркологов.

Алкоголизм во всём мире относят к числу социальных заболеваний. Болезнь имеет выраженное отрицательное влияние не только на здоровье человека, но и на все стороны его жизни: личную, профессиональную, социальную. Статистика подтверждает: пьющие люди часто совершают правонарушения, становятся жертвами преступлений и несчастных случаев.

О проблеме этой болезни с нашей пресс-службой побеседовала Наталья Сивакова – психиатр-нарколог наркологического диспансера Республиканской клинической больницы.

«Согласно международной классификации болезней, хронический алкоголизм – генетически предрасположенное заболевание, обусловленное патологическим влечением к алкоголю с развитием основных синдромов зависимости и с развитием осложнений, таких как алкогольные психозы. Хронический алкоголизм врачи относят к психическому расстройству. Склонность к проявлениям заболевания и риск рецидива сохраняется даже при ремиссии. Такие пациенты проходят лечение на базе психиатрического отделения», – начала беседу специалист.

Помимо хронического алкоголизма врачи диагностируют и эпизодическое употребление при самообращении пациента. Такие лица зачастую обращаются анонимно. Эпизодическое употребление не подразумевает развитие синдрома зависимости, это когда человек пьёт ежедневно, непрерывно, что характерно для запоев. Но упускать из вида эти проявления нельзя, поскольку это уже «предначало» заболевания – отметила Наталья Сивакова.

Основную информацию о заболевании наркологи получают из бесед с пациентами. Выясняется предрасположенность к алкоголизму у близких родственников, крепость и количество употребляемого алкоголя, протяжённость употребления. Первостепенная задача специалиста – определить причину алкоголизации. Они бывают различны: кто-то чувствует раскрепощение. Людям кажется, что состояние лёгкого опьянения помогает наладить контакты и способствует успеху. Бывает, что благополучному, живущему в достатке гражданину кажется, что в жизни он чего-то не попробовал. Чревато это развитием зависимости через несколько лет систематического употребления.

«Общаясь с зависимыми, мы выявляем одну тенденцию: что к заболеванию приводят какие-то причины. Они всегда являются триггером к запуску заболевания. Если человек сам сознаёт проблему, то специалисты сначала пытаются решить её, а уже потом последствия. Зачастую люди боятся обращаться за медицинской помощью, потому что не хотят озвучивать истинную причину, которая их к этому привела, боятся осуждения, но самостоятельно справиться не могут», – объясняет медик.

К сожалению, часто бывает и такое, что сами люди себя зависимыми не считают. Но в объективном разговоре с врачом «маски срываются» сразу же.

«Очень распространена фраза: я способен себя контролировать, медикаментозная терапия мне не нужна. Но срыв у таких пациентов происходит через месяц-два. Без терапии, которая направлена на подавление патологического процесса при развившейся зависимости, невозможно выздоровление. Для выведения из запоя обязательно нужна дезинтоксикация. После этого для человека наступает «режим трезвости», он чувствует своё состояние без алкоголя. Также в дневном стационаре практически ежедневно проводятся групповые профилактические беседы. Пациенты задают вопросы о курсе лечения, этапах. Помимо медицинских аспектов затрагиваются и социальные, поскольку некоторые из зависимых склонны к совершению правонарушений», – рассказывает Наталья Сивакова.

Часто на консультации и анонимные беседы приходят родственники, пытаются участвовать в решении проблемы. Это приобретает черты созависимости. Поначалу каждый из близких относится с состраданием. «Не видела ни одной семьи, где были бы безучастны в такой ситуации», – говорит доктор.

Для нарколога самые сложные больные – лица, потерявшие социализацию, не имеющие работы, постоянного места проживания, лишившиеся своего окружения. Они дезориентированы, теряют веру в способность что-то изменить в собственной жизни, хоть на самом деле это и возможно, как утверждают специалисты.

Наталья Сивакова утверждает, что в контексте проблемы алкоголизма мало говорится о смертности. Однако, такая проблема существует особенно в случаях заболевания на последней стадии алкоголизма, когда поражаются все органы и центральная нервная система. Острые состояния – психозы, энцефалопатия, белая горячка, могут послужить причиной ухода из жизни. Когда поражения необратимы, медикаментозное воздействие уже невозможно. Только в прошлом году с диспансерного учёта в связи со смертью были сняты 93 человека.

Позиция любого врача-нарколога в данной ситуации будет одна и та же – сначала установить причину возникновения алкоголизма, а уже потом бороться со следствием. Между тем, на начальных стадиях возможно обойтись собственными усилиями, чтобы бросить пить. Главное – желание человека.

«Вопрос в осознании проблемы всегда лежит на самом пациенте. Если мы видим, что человек настроен на лечение и диалог после него, то это уже очень хороший результат», – подвела итог наша собеседница.