Интервью и статьи
Кровь для спасения жизней
В темные стародавние времена, когда медицина подчас больше опиралась на суеверия, чем на научные факты, весьма популярным методом лечения самых разных болезней считалось «кровопускание», в процессе которого больного избавляли как бы «от избытка» крови в организме.
Трудно сказать, скольким людям такая процедура действительно помогла выздороветь, а скольких, наоборот, отправила на тот свет. Однако можно с достаточным основанием полагать, что второй вариант, увы, был гораздо более вероятным.
В современной медицине мы наблюдаем диаметрально противоположную картину. Человеческая кровь, которая когда-то так необоснованно, прямо-таки варварски растрачивалась, представляет теперь огромную ценность. Спектр ее использования чрезвычайно широк: от научно-исследовательских и образовательных целей до изготовления медицинских препаратов и, наконец, самое распространенное – трансфузия (переливание) крови. Процедура, жизненно необходимая и просто незаменимая во многих случаях, когда от нее зависит спасение человеческой жизни.
В столичном ГУ «Республиканская клиническая больница» существует отделение переливания крови, также подобные отделения есть в больницах Бендер и Рыбницы. В них берут и заготавливают ее, добровольно сдаваемую донорами. По словам заведующей отделением переливания крови ГУ «РКБ» Леси Калындрузь, за год в Тирасполе производится в среднем около пяти тысяч заборов крови, с начала третьего тысячелетия эта процедура проводилась у нас не менее 75 тысяч раз. Если посчитать всех почетных доноров (сдававших в течение жизни кровь 40 и более раз), а также активных доноров (мужчин, добровольно сдающих кровь 5 раз в год, и женщин, делающих то же самое 3-4 раза), то их по всей республике наберется около трех тысяч человек.
Много это или мало? «Вообще-то потребность организаций здравоохранения в крови чрезвычайно высока, а срок ее хранения ограничен, поэтому всегда существует риск, что крови не хватит. К счастью, нам все-таки удается соблюдать некий баланс, позволяющий снабжать кровью и ее компонентами медучреждения не только Тирасполя, но и всей республики», – говорит Леся Николаевна. Что нужно для того, чтобы стать донором? Врач Леся Калындрузь считает, что такое решение должно приниматься человеком прежде всего осознанно. Доноры с неадекватным поведением – явление хоть и не слишком частое, но все-таки неприятное. Встречаются среди доноров и личности прямо противоположного склада – подлинные альтруисты, которые даже положенное им по закону денежное вознаграждение берут неохотно, после уговоров. Люди, многократно и бескорыстно сдающие свою кровь ради блага других, заслуживают самого глубокого уважения и благодарности.
Разумеется, первая сдача крови начинающим донором является психологическим испытанием, даже если у него крепкие нервы. «Видимо, в подсознании каждого существует некий инстинктивный барьер в виде страха от потери собственной крови. После первой сдачи, как правило, он проходит», – утверждает Леся Калындрузь. Все-таки 480 миллилитров, составляющие норму единовременного забора крови, не нанесут организму здорового человека никакого вреда. А больных уж точно к данной процедуре не допустят. Сперва с желающим стать донором проводят беседу: люди с тяжелыми хроническими заболеваниями автоматически исключаются. Затем берут кровь из пальца: анализ на содержание гемоглобина и группу крови (самая редкая – четвертая, а также третья с отрицательным резусом, самая распространенная – вторая с положительным). При первой пробной сдаче должно подтвердиться отсутствие каких-либо вирусов и патологий в крови. Перед каждой сдачей донору нужно выпить побольше воды, есть пищу, содержащую много углеводов, но только не жирную. Также его поят сладким чаем (для поддержания уровня глюкозы). Разумеется, во время самой процедуры донору обеспечивают максимальный комфорт и покой.
Однако собрать кровь – это только полдела, не менее важно ее сохранить. Из цельной крови специальными методами извлекают эритроцитарную массу (клеточный состав). Она сохраняется до 35 дней при плюсовой температуре, клетки должны оставаться живыми и здоровыми. В ней потребность всегда особенно велика. Отдельно и при минусовой температуре сохраняется плазма крови, состоящая из воды, в которой растворены белки, а также иные органические и минеральные соединения, питательные вещества, гормоны, витамины, ферменты и так далее. В замороженном виде она может храниться до двух лет.
Однако при всегда существующем повышенном спросе и даже дефиците донорской крови такие сроки вряд ли достижимы. «Обычно за сутки к нам поступают запросы на 35-40 пакетов крови, но бывают авральные ситуации, когда требуется до ста пакетов», – рассказала Леся Калындрузь. Если запросы приходят из других больниц города или населенных пунктов (иногда довольно далеких), то почти всегда кровь перевозят в контейнерах с охлаждающими элементами. Правда, есть одно исключение – тромбоцитарная масса, ее везут с подогревом, а сохраняется она не более трех суток, да и то в условиях постоянного автоматического перемешивания. Вливание тромбоцитов незаменимо для больных гемабластозом (в просторечии – раком крови).
Вообще трудно даже перечислить все заболевания и состояния, когда только чужая кровь может спасти (или по крайней мере продлить) человеческую жизнь. Тяжелые травмы, операции, онкологические заболевания, циррозы, анемии и т.д.
Беременность, роды и патологии у новорожденных – это вообще отдельная тема. «Некоторые из них, вырастая здоровыми людьми, даже не знают, что в самом начале жизни их буквально спасла сданная кем-то кровь», – говорит заведующая отделением переливания крови ГУ «РКБ».
В советские времена престиж донорства старательно поддерживался на официальном уровне, в наши дни его пытаются восстановить. В том числе материальным стимулированием, пока, к сожалению, весьма скромным. Например, почетным донорам Приднестровья ежегодно выплачивают 1450 рублей, а активные доноры получают 116 рублей за каждую кроводачу. Дополнением к этому служат кое-какие льготы. И все-таки основным стимулом был и остается сознательный выбор человека, решившего стать донором. Тем, кто делится собственной кровью для спасения чужих жизней.
Источник: газета "Приднестровье", Валерий Каширин.