Интервью и статьи
Александр Асмолов: Главный принцип – не навреди!
Оптимизация здравоохранения сегодня активно обсуждается в нашем обществе.
В Дубоссарах этот вопрос сначала обсудили на заседании Общественного совета, на профсоюзном собрании трудового коллектива Дубоссарской ЦРБ. А затем – на площадке Совета народных депутатов.
В нем наряду с дубоссарцами приняли участие министр здравоохранения Кристина Албул, председатель комитета по социальной политике, здравоохранению, труду, вопросам семьи и детства Верховного Совета Сергей Чебан, депутат ВС Олег Баев.
Каков итог этих обсуждений? Что ждет дубоссарцев? Мнением о предстоящих реформах делится главный врач Дубоссарской ЦРБ Александр Асмолов.
– Александр Викторович, изложите, пожалуйста, ваше видение ситуации, связанной с предстоящей оптимизацией?
– Вопрос сокращения коечного фонда муссируется уже не первый год. В чем вообще заключается проблема? В советское время оплата сотрудников зависела от категории больницы. А категория зависела от коечного фонда. Чем он больше, тем выше категория больницы, тем выше начальная зарплата сотрудников. Поэтому и боролись за количество коек.
В Дубоссарской ЦРБ на сегодняшний день 325 коек. Если их количество было ниже определенного уровня, то понижался стартовый оклад сотрудников и, соответственно, зарплаты. Прошло время, и положение о категориях отменили. Сейчас введено понятие «уровень». Понятие «категория» больницы затрагивает не уровень оказания медицинской помощи, а обеспеченность кадрами, коечным фондом и так далее. А понятие «уровень» затрагивает именно качество медпомощи: квалификация сотрудников, качество и сложность проведения процедур и так далее.
В нашей больнице в течение многих лет заполняемость коек составляет порядка 60%. Поэтому остающиеся 40% от общего количества в 325 коек – это просто балласт, пустующие койки. А для содержания этих помещений идут дополнительные расходы на отопление, водоснабжение, освещение, дезинфицирующие средства и так далее. При этом у нас сейчас ощущается большой дефицит кадров – врачей, медсестер, а штат санитарок укомплектован полностью. Поэтому вопрос оптимизации поднят своевременно. Другое дело – как ее проводить. Надо сделать так, как говорил великий Гиппократ: «Рrimum non nocere» (не навреди). Чтобы были удовлетворены потребности всех, и в первую очередь больных, мы работаем для них, оказываем медицинскую помощь. И, конечно, при этом необходимо соблюсти интересы государства.
Для обсуждения всех вопросов, связанных с оптимизацией, к нам приезжала министр здравоохранения Кристина Албул. Кристина Валерьевна представила свое видение предстоящей оптимизации, предложила ее различные варианты. Выслушала и приняла наши предложения, учитывая, что мы находимся на месте, и нам виднее, что и как необходимо делать.
– О чем именно идет речь?
– В Дубоссарах есть свои нюансы, у нас много сельского населения, оно менее мобильно и более консервативно. Люди привязаны к своим субъектам, а именно: к врачам, которых они знают и у которых лечатся, и для них важны именно личные отношения. Играет роль и сезонность. Так, летом в больнице лежат от 80 до 100-120 человек. С наступлением холодов, сезонных заболеваний, с окончанием полевых работ эти цифры возрастают до 250 человек. Поэтому мы будем расширять замещающий стационар – поликлиники, дневной, которые были раньше. То есть человек приходил, получал назначенное лечение и возвращался домой. И на содержание одной койки уже было меньше расходов. Еще такой момент. У нас город маленький, но, так сказать, растянутый, микрорайоны находятся далеко друг от друга. Если необходим дневной стационар, то одним ближе и удобнее приезжать в поликлинику по ул. Ломоносова, другим – непосредственно в ЦРБ, по ул. Фрунзе, а эти объекты расположены далеко друг от друга.
– Какие еще изменения планируется произвести в ЦРБ?
– Одним из вариантов оптимизации коечного фонда было сохранение стационарных отделений хирургического и терапевтического профиля по формуле 40+40 коек, из расчета по 10 профильных коек в каждом отделении. Однако по состоянию на сегодняшний день в деятельности учреждения произошли позитивные изменения. Так, например, у нас в полном объеме восстановлена работа гинекологического отделения, которое практически не работало три года. Восстановлена оперативная гинекология. В этом случае 40 коек хирургического профиля будет недостаточно. Так как, к примеру, в течение многих лет отделение хирургии №2 (где проходят лечение пациенты с ЛОР-заболеваниями и офтальмологической патологией) фактически оказывает в значительном объеме медицинскую помощь жителям Григориопольского района. И если пациент к нам приехал, его домой не отправишь, не оказав помощь. Обязательно надо хотя бы минимум сутки понаблюдать, чтобы не было осложнений. Поэтому, учитывая фактическую работу ЛОР-отделения на два района, мы внесли предложение увеличить хирургическое на 10 коек.
Далее. По настоянию общественников, и я с ними солидарен, у нас должно остаться и работать инфекционное отделение, которое также будет обслуживать жителей Григориопольского района. В больнице Григориополя отделение находится в плохом состоянии. Наше же современное, типовое, с боксами. В 2019 году, перед пандемией, в нем произведен капитальный ремонт, установлены новые оконные блоки, бойлеры, выполнены работы по электроснабжению. Его коллектив отлично показал себя во время пандемии, когда на базе отделения работал провизорный госпиталь. Поэтому мы предлагаем минздраву сохранить наше инфекционное отделение с 25 койками. Внесено также предложение о сохранении 20 коек педиатрического профиля.
– Какое в настоящее время положение с кадрами?
– Сложное. В частности, у нас всего 4 врача педиатра, из которых двое скоро уйдут в декретный отпуск. Кроме работы в отделении, им надо еще вести прием в поликлинике, где ежедневно принимают по 190 человек.
Мы не смогли восстановить акушерское отделение из-за оттока кадров. Скажу прямо, сотрудники из-за низкой зарплаты ушли от большой ответственности на более легкую работу, в частности, в аптеки.
Мы проводим работу в этом направлении, двух акушерок, которые ранее уволились, нам удалось вернуть, и они работают сейчас. В следующем году к нам придет еще один специалист. Определенные подвижки есть. Но этого недостаточно, необходимо принять на работу восемь медсестер. Нам удалось сохранить помещения отделения, они находятся в отличном состоянии. Но для полноценного восстановления его работы достаточного количества сотрудников пока нет.
– Предвидятся ли какие-то сокращения медработников в других сферах, где дефицита кадров нет?
– Увольнения сотрудников мы не планируем. Надеемся, что принятые в ходе оптимизации решения будут продуманными и взвешенными. Думаем, что за счет сокращения коек расширим дневные стационары, о чем шла речь выше. Они сейчас востребованы. И еще одно. Оптимизация потребует значительного усиления и координации работы «скорой помощи». У нас в этой службе тоже не хватает врачей и фельдшеров.
И завершая разговор, скажу: да, оптимизация нужна, она просто назрела, и я всегда, на всех уровнях говорил, что невозможно в условиях рыночной экономики продолжать развивать советскую медицину. Это нежизнеспособная модель, которая не может сегодня существовать. Поэтому оптимизацию проводить надо. Но очень осторожно, это болезненная и щепетильная тема, она очень чувствительна для наших пациентов. Поэтому реформы надо проводить аккуратно и не спешить в этом вопросе.
Источник: газета "Приднестровье", Инна Влада. г. Дубоссары.