Телефон доверия 0 (533) 9-44-88
Viber 0 (777) 86-927

Героизм и милосердие (очерки о военных медиках)

Одна война и одна победа

13 мая 2020
709

В годы Великой Отечественной войны на фронте и в тылу трудились более двухсот тысяч врачей и полмиллиона среднего медицинского персонала. Солдаты службы здоровья… Бессонные ночи они неотступно стояли возле операционных столов, выносили на своей спине раненых и убитых. За четыре военные медики вернули в строй более 17 миллионов воинов. К 75-летию Великой Победы Министерство здравоохранения ПМР открывает раздел с архивными очерками и воспоминаниями о медицинских работниках нашего края.

Время летит быстро. Совсем немного осталось до самого важного события 2020 года – в мае мы отметим 75-летие Великой Победы. Не все из тех, кто победил фашистского зверя, дожили до славного юбилея. На сегодняшний день в Каменском районе осталось всего 6 ветеранов Великой Отечественной войны, участников боевых действий. Какое поколение ушло… Но мы говорим: «Они живы, пока мы помним». А значит наша святая обязанность еще раз накануне великого юбилея вспомнить всех поименно – живых и мертвых.

У войны не женское лицо. Верно, все верно. Однако есть в истории нашего народа периоды, когда на защиту Отчизны вставали все – и взрослые, и дети, и женщины. Что осталось в памяти тех, чья юность пришлась на грозные военные годы, кто старательно прятал девичьи косы под солдатскими пилотками?

К сожалению, никого из героев моего рассказа уже нет среди нас. Но мне посчастливилось видеть живыми этих удивительных, сильных духом и красивых во всех отношениях женщин, слушать и записывать их воспоминания, удивляться оптимизму и неиссякаемой энергии людей, которых не сломили чудовищные, нечеловеческие испытания.

Ветеран войны, бывшая военная медицинская сестра Зоя Федоровна Чекулаева рассказывала: «До сих пор приходят ко мне во сне раненые солдатики, просят: «Помоги, сестренка, жить хочу!». Фронтовой госпиталь 2-го Белорусского. Здесь, пряча глаза от безнадежных раненых, плакали молоденькие сестры, здесь испытала Зоя Федоровна все ужасы, на которые не скупилась война. Особенно врезалось в память стертое с земли вражеским огнем село Вдовец на Смоленщине. Вооруженные до зубов фашисты тщательно окопались. «Другие фронты пошли дальше, а мы остались в своеобразном рукаве. Раненых было столько, что в землянках не хватало места», – вспоминала ветеран. Кровь, стоны и уставшие глаза генерала, который подошел к одному из бойцов и сам подложил ему судно…

Каменчанка Людмила Филипповна Орешкина всю войну прошла в составе разведывательной группы. Всегда с гордостью рассказывала о том, как однажды ее отругал легендарный военачальник Константин Рокоссовский, приняв худенькую девчонку за парня, а уже через несколько дней самолично вручил разведчице орден Красной Звезды за очень важного «языка». Затем была медаль «За отвагу» за взятого в плен вражеского генерала. Запомнился первый бой, в котором принимала участие в самом начале войны еще как санинструктор. Остолбенела от ужаса, припала всем телом к земле, как будто ища у нее защиты. Надо раненых спасать, а она, восемнадцатилетняя, под лавиной огня и смерти только шептала: «Мамочка, родненькая…». Из оцепенения вывел командир… Рассказывала Людмила Филипповна еще об одном очень важном эпизоде своей военной биографии. В ночь победы девушка была дежурной и первой узнала радостную весть. Встала посреди казармы и что есть мочи крикнула: «Ребята, война закончилась!». Что тогда творилось! Смех и слезы, объятия, танцы и песни…

18 лет… Прекрасный возраст, когда небо такое голубое, солнце такое ласковое, а люди такие приветливые и добрые. Прошло совсем немного времени, и юная выпускница Свердловской медицинской школы Вера Степановна Мазур увидела мир совсем в других цветах – черных, угрожающих… Из ярких – только зарево пожаров и кровавые бинты. Говорят, человек привыкает ко всему. Спорное утверждение. И если руки молоденькой медсестры были крепкими и умелыми, душа обливалась кровью каждый раз, когда приходилось всеми силами удерживать раненого на том хрупком островке, за которым забытье, за которым треугольник похоронки со словами: «Ваш сын, ваш муж…». А как тяжело опускались эти руки, когда ситуация была безнадежной. Что сильнее всего врезалось в память операционной сестры, которая вместе со Смоленским госпиталем дошла до Восточной Пруссии? Всю жизнь перед ее глазами было лицо молодого солдата с красивой фамилией Чайка, спасти которого уже не мог ни один даже самый талантливый хирург. «Помогите!» – умолял раненый. А юная медсестра понимала: вскоре невдалеке вырастет еще один могильный холмик, и от этого понимания до скрипа сжимала зубы.

Людмила Малюта, газета Приднестровье (20 февраля 2020 года).