Телефон доверия 0 (533) 9-44-88
Viber 0 (777) 86-927

Героизм и милосердие (очерки о военных медиках)

Имя на братской могиле

06 мая 2020
802

В годы Великой Отечественной войны на фронте и в тылу трудились более двухсот тысяч врачей и полмиллиона среднего медицинского персонала. Солдаты службы здоровья… Бессонные ночи они неотступно стояли возле операционных столов, выносили на своей спине раненых и убитых. За четыре военные медики вернули в строй более 17 миллионов воинов. К 75-летию Великой Победы Министерство здравоохранения ПМР открывает раздел с архивными очерками и воспоминаниями о медицинских работниках нашего края.

(Галина Безносенко, с. Бычок, Григориопольский р-н, ф
ото Виктора Громова, газета "Приднестровье",  9 мая 2019 г.)

Мы живём в Приднестровье, где практически каждое прибрежное село имеет братскую могилу времён Великой Отечественной войны. Именно сюда каждый год 9 Мая жители всех возрастов приходят поклониться советским воинам. Приходят, чтобы вновь и вновь оживить память о тех страшных днях и передать её, как эстафету, своим детям и внукам.

Эта братская могила в селе Бычок с коленопреклоненным бронзовым воином мало чем отличается от сотен и тысяч памятников, стоящих на пространстве бывшего СССР. Мы приехали сюда по зову жительницы села Галины Николаевны Паскаловой. Ей уже много лет не даёт покоя одно из имён, выбитых на мраморных плитах братской могилы.

Всё в этом мире не случайно. Дед Галины Николаевны юный лейтенант-пехотинец Сергей Кучеренко, освобождавший в составе 2-го Украинского фронта в апреле 1944 года сёла нынешнего Григориопольского района – Тею, Спею, Токмазею и Бычок, – даже не мог подозревать, что родиной его будущей внучки станет именно эта обильно политая кровью советских солдат приднестровская земля. Что именно сюда, на крутой берег Днестра она будет приходить раз за разом, представляя себе тяжелейшие бои, развернувшиеся по ту и эту сторону реки и продолжавшиеся пять месяцев в период подготовки одной из самых успешных наступательных операций Советской Армии – Ясско-Кишинёвской. С апреля по август эти места, по замыслу советского командования, должны были представлять собой ложные плацдармы, призванные ввести в заблуждение противника и заставить его поверить, что именно здесь будет произведено основное наступление. Ложные переправы, когда бойцы, форсировав реку, закреплялись на вражеском берегу и вели бой до последнего солдата, бомбёжки, артобстрелы уносили десятки и сотни жизней. Их тела собирали по берегу Днестра и хоронили на сельских кладбищах.

Уже после, в 1965 году, в селе Бычок было произведено перезахоронение 140 солдат в отдельную братскую могилу на холме у реки. Среди них были обнаружены останки девушки-санинструктора. Женские останки были опознаны по русой косе. Ей было всего 19 лет, и звали её Людмила Бабич. Именно это имя почему-то запало в душу внучке фронтовика. Галина Николаевна стала искать о ней дополнительные сведения. Выяснила, что Людмила Бабич, старший сержант медицинской службы, родом из с. Беленькое Борисовского района Курской области. Призвана на фронт 6 апреля 1943 года, убита при бомбёжке 17 апреля 1944 года. Сухие сведения, конечно же, не могут дать полного представления об этой девочке. Но, исходя из той ситуации, нетрудно представить, что на фронт она отправилась добровольно, едва ей исполнилось 18 лет, окончив санинструкторские курсы. Так поступали очень многие девушки военного времени. Она провоевала всего год, но этого времени достаточно, чтобы сполна познать фронтовое лихо. Несмотря на полевые условия медсанбатов, страдания раненых, кровь, грязь, постоянное присутствие смерти, эта девочка, по сути своей, до конца оставалась женщиной. Подобно многим ради бытового удобства она не рассталась с главной своей красотой – русой косой.

Однажды 8 Марта Галина Николаевна вместе с женщинами-активистками села пришли на братскую могилу. Весна запаздывала, и ещё везде лежал снег. Они принесли Людмиле Бабич живые цветы, постояли, погоревали о ней, как о своей дочке… А потом родились стихи, хватающие за душу, и которые Галина Николаевна вместе с этой газетой планирует послать в поселение, откуда Людмила Бабич родом, чтобы там, на её родине знали: их юная землячка не забыта.

В День Победы здесь обязательно соберётся всё село. Но это будет 9 Мая, а в этот апрельский день возле братской могилы случайно оказался старшеклассник Андрей Филатов, внук фронтовика, который также освобождал приднестровскую землю 75 лет назад. Дед прожил долгую, достойную жизнь, уйдя в мир иной два года назад, внук же с гордостью носит его фамилию.

Не счесть на европейском пространстве бывшего СССР братских могил, оставленных Великой Отечественной войной. И даже сегодня, спустя 74 года после её окончания, не прекращается святая работа по нахождению безвестных погребений советских солдат и их последующему перезахоронению. И потому знаменитая фраза великого русского полководца Александра Суворова «Война не окончена, пока не захоронен последний солдат» продолжает все эти годы оставаться особенно актуальной. Мы никого и ничего не забыли!

Медсестра

Посвящается медсестре Людмиле БАБИЧ, погибшей и захороненной в братской могиле с. Бычок в апреле 1944 г. Ей было всего 19 лет.

И зубы стиснуты до боли,

Ведь нужно дотянуть бойца,

И только стонет он от боли,

В крови шинель… набухла до конца…

Как хочется вернуться в детство вновь

И в белых бантах бегать на уроки.

И первую свою познать любовь,

В альбомы переписывая строки.

Г. Паскалова.